С Рождеством Христовым!

Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 7 января (25-го декабря по ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сорокадневным постом, с 28 ноября по 6 января, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником, так как в этот день по уставу церковному, полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом.

В навечерие, если только оно не случится в субботу и воскресенье, совершаются Царские Часы и, около полудня, Литургия Василия Великого с Вечернею. В самый же праздник совершается Литургия Иоанна Златоустого.

Часы, совершаемые в навечерие Рождества Христова, отличаются тем, что на них читаются паремии, Апостол и Евангелие. Посему, в отличие от обычных часов, они называются Царскими. Это название они носят также и потому, что в Греции, при совершении их, обыкновенно присутствовали императоры.

После Литургии поставляется посреди церкви свеча и клирики поют тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!" А потом кондак праздника: "Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог".

Если навечерие бывает в субботу и воскресенье, то Царские Часы читаются в пятницу. В самый же канун бывает в свое время Литургия св. Иоанна Златоуста, а после Литургии - Вечерня. Славленье Христа совершается уже после вечерни. Поста, говорится в Уставе, в этот день не бывает. Это значит, что после Обедни до вечерни дозволяется вкушать немного хлеба.

Всенощное бдение начинается Великим Повечерием, на котором поется торжественная песнь Исаии: "С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся, яко с нами Бог!" Частое повторение в сей песни "С нами Бог!" свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила. Содержание прочих песней можно выразить начальною песнию канона: "Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите (встречайте); Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися".

Из книги "Закон Божий", протоиерейя Серафима Слободского

7 января 2015